меню
Логотип личного блога Волощука С.Д.
ВОЛОЩУК С.Д.
25.04.2023 26.04.2023

Выпуск №72. Итоги конкурса (часть 1)

27.09.2021

Выпуск №72. Итоги конкурса (часть 1)

Ну, вот и подошло время подводить итоги конкурса, который я устроил для всяких умников, поучающих меня, как надо сочинять и играть рок-музыку. Я предложил им влёгкую заработать 100 тысяч рублей, только ответив на один-единственный простой вопрос, ответ на который, судя по их апломбу, они знают, как «Отче наш». Вопрос мой звучал очень просто - «Что такое хард-рок?»

Но в своём объявлении я просил давать только ответы описывающие именно МУЗЫКАЛЬНЫЙ стиль, то есть, перечислять МУЗЫКАЛЬНЫЕ критерии этого стиля, позволяющие БЕЗОШИБОЧНО идентифицировать музыкальное произведение, как относящееся к стилю хард-рок. Именно об этом я спрашивал, а не об истории возникновения этого музыкального стиля и не о том, какие же эмоциональные состояния он вызывает у конкретного умника. Но судя по большинству ответов, умники не знают ни значения слова «КРИТЕРИЙ», ни смысла понятия «КРИТИКА». Они привыкли говорить, что попало, всякие возвышенные фразы и умные слова, и при этом думать, что они говорят о музыке. Ну, или оскорблять Волощука С.Д. и думать, что это критика. Но всё же, я думаю, их надо оправдать, так как они в этом не виноваты. Ведь, непонимание смысла этих слов – это последствия отсутствия в нашей стране профессиональной музыкальной критики СОВРЕМЕННОЙ музыки. Подчеркну – полного отсутствия. В консерваториях и музыкальных училищах профессиональные музыковеды этим не занимаются, только классикой, а большинство журналистов и блогеров, именующих себя музыкальными критиками, не имеют даже начального музыкального образования. Я доказательно говорил об этом в одном из своих блогов.

Поэтому и рассуждают всякие критиканы о полёте души, о взрыве эмоций, о непримиримом социальном протесте, о мировоззрении, о движении хиппи, о том, что у рока нет и не может быть границ, и ещё о различной обывательской, непрофессиональной, но очень возвышенной, поэтической ереси, не имеющей никакого отношения ни к музыке, как таковой, ни к музыкальной критике.

Поэтому, вначале поясню умникам, что я имел ввиду, задавая вопрос о музыкальных критериях. Я приведу слова синонимы этого слова, чтобы было понятней.  Так вот, я спрашивал о музыкальных особенностях, свойствах, качествах или характеристиках, присущих музыкальному стилю «хард-рок». Здесь два ключевых слова. Первое – это «критерии», ну, или, что то же самое - «особенности», «свойства», «характеристики». А второе слово - «музыкальные». Я имел ввиду описание таких характеристик, используемых в музыкальных произведениях, как: тональность, гармония, лад, композиционное строение, размер, темп, используемые инструменты, вокальная и инструментальная техника, вокальная и инструментальная ритмика, тембральность, мелодика, жанровая направленность, фактура произведения и тому подобные сугубо музыкальные характеристики. То есть, в своём конкурсном вопросе я спрашивал о музыке, я не спрашивал про социальный протест и про душу. Про душу желающие могут поговорить в церкви с батюшкой или в клинике на приёме у психоаналитика, ну, или задушевно побеседовать с музыкальным журналистом, где-нибудь в купе поезда дальнего следования, под водочку и копчёную курочку. Вот там можно молоть всякую чепуху про душевность, божественность и возвышенность и ещё кукиш властям в кармане показывать в качестве социального протеста. Так намного проще и приятней: и думать не надо, и чувствуешь себя музыкальным критиком. А здесь этот номер не пройдёт – болтать о чём угодно и думать, что ты разбираешься в музыке. Здесь, уважаемые участники конкурса, мною был задан вопрос, даже не об истории рок-музыки, а именно о музыке. И соответственно, я и ожидал ответов именно о музыке. Но таких ответов было немного. А в основном про душу, про протест и про историю.

И ещё. Многие думают, что рок - это когда ты со всей дури колотишь в барабаны, верещишь расщеплённым голосом и со страшной скоростью гоняешь арпеджио на перегруженной гитаре. Для них какой-нибудь Dire Straits, 10cc, Supertramp или даже Beatles - это и не рок вовсе, а такая себе лёгкая попсятина. Нет, ребята, не всё то золото, что блестит и не всё то рок, что колотит и рычит. А только то рок, что сыграно и спето в соответствии с канонами, ну, или критериями стиля, под названием рок-музыка. Ведь, рок-музыку можно исполнять и а-капелла, без инструментов, если ты поёшь в соответствии с правильной рокерской вокальной ритмикой. Но эти каноны, ну, или критерии рок-музыки знать надо. Вот именно поэтому я организовал этот конкурс, чтобы про эти критерии людям рассказать. Чтобы они понимали, что не всё то, что они слушают имеет отношение к рок-музыке. А зачастую - они слушают мусорную эклектичную бурду, которую я называю «хевиметалпопсорепошансон». Ну, это когда под тяжелейшие гитары с барабанами, но по-попсовому в долю и напевно распевают какие-нибудь народные песни, типа «Коробейников», ну, или эстрадные, типа «Синего платочка» или «Катюши».

Но я рад, что в моём конкурсе поучаствовали не только умники и мои преданные хейтеры, поучающие меня, как сочинять и играть рок-музыку, ничего при этом в ней не смысля, но и люди, действительно, разбирающиеся или пытающиеся разобраться в том, что же такое хард-рок, как музыкальный стиль.

Тем не менее, я, в любом случае, благодарен всем, кто принял участие в конкурсе. И тем, кто давал серьёзные ответы, и тем, кто стебался, и даже тем, кто меня попросту оскорблял. Мы с вами, все вместе, друзья, пробуждаем интерес к теоретическому пониманию не только рок-музыки, а современной музыки вообще, как таковой. И если кто-то думает, что это досужее занятие оторванных от реальности и практики умников, ботаников, графоманов и бездельников, то я ему очень сильно возражу.

Теоретические изыскания - это очень практичное и нужное занятие, особенно для профессиональных музыкантов или тех, кто собирается им стать. Ведь теоретическое понимание музыки, значительно облегчает её создание и даёт возможность делать её чистопородной, не вываливаться за рамки стиля, а если и привносить элементы другого стиля в свою музыку, с целью её развития, то делать это осознанно, чётко понимая границы того или иного стиля. И ещё, без теоретического понимания какого-либо явления или дела, невозможно быть передовым в практике этого самого дела. В общем, в завершение своего вступления, произнесу старую, добрую, научную истину, верную в отношении любого занятия, в том числе и занятия музыкой:

НЕТ НИЧЕГО ПРАКТИЧНЕЙ ХОРОШЕЙ ТЕОРИИ

И перед непосредственным подведением итогов конкурса, чтобы не было обид, у тех, кого я не упомяну в своих итогах или у тех, кому я не ответил в комментах, сразу же скажу, что с момента объявления конкурса, в начале июля, и до его окончания, в конце августа, мне поступило более ПЯТИСОТ комментариев во всех соцсетях: Инстаграм, Ютуб, Фейсбук, ВК, Телеграм. Хочу заверить всех участников конкурса, что я внимательно прочитал абсолютно все комменты, но ответить всем не смог, по причине нехватки времени. Надеюсь, все догадываются, сколько времени надо на то, чтобы каждую неделю создавать по песне, с приличной аранжировкой и звуком, снимать по клипу, делать рецензии на концерты, фестивали, спектакли, вести ежедневные репортажи из своих рок-путешествий и ещё отвечать подписчикам и хейтерам стихами. У меня пока нет возможности содержать телевизионную команду с музыкальным оркестром, как у Ивана Урганта. Практически всё это я делаю сам, с моим гениальным режиссёром и продюсером - моей женой.

И ещё, по той же причине ограниченности во времени, я рассматривал только те ответы, которые размещались непосредственно под постом с объявлением конкурса. Об этом я также предупреждал, при объявлении конкурса.

И в сегодняшних итогах, я также не буду зачитывать или упоминать все пятьсот комментов, так как это слишком затянет подведение итогов. Поэтому, прошу отнестись к этому с пониманием. Я приведу в качестве примеров и прокомментирую только самые характерные и самые интересные отзывы. И начну с самых поэтичных и возвышенных ответов, тех самых, которые не про музыку, а про душу и про сердце:

philipplopatnikov

Хард-рок - это вся мощь жизни, упакованная в мгновенье

anna20202030 

Рок-музыка — это лучший способ выразить то, что думаешь

96egor88 

Хард-рок — это творчество, а ты в нем художник… просто рок это не такая серьезная вещь чтобы вгонять ее в рамки.

permyakov_ekb

Рок, хард- рок это, в первую очередь, свобода выражения, свобода мысли. Эмоциональная составляющая и посыл текста на первом месте, 

злой миксеръ 

разве нет прелести в том, чтобы воспринимать красоту музыки такой, какая она есть, безо всяких потуг загнать её в жёсткие рамки?

Далее идут поэтично-осуждающие комменты:

gordeev_andi 

Но не ужели в вашей голове ни разу не промелькнула мысль, что музыка должна эмоции вызывать, её не читают, а через сердце пропускают.

guitar_top_nsk  

музыка — это неуловимые чувства, выраженные в звуках; если дать точное определение Хардроку, он "умрёт", потеряет свою уникальность, которую можно только искренне слышать и чувствовать; музыка не подчиняется и ритму, и математике.

Ну, и одному из таких комментаторов я ответил стихами:

ba3rmba 

hard rock - состояние души и ни в какие рамки данное подразделение музыки не укладывается. 

voloshchuk.sd @ba3rmba

Трудно не согласиться, Юрий, с вами.

Мне то же самое талдычат и про рэп, и про попсу, и про шансон.

Но, если музыкант свой стиль не в состоянии определить словами,

То получается всегда - хевиметалпопсошансон.

Были ответы и про социальный протест, приведу самые яркие:

ssssoooooap

Рок-музыка - это социальный протест, а хард-рок- это железный социальный протест. 

96egor88

Он на то и хард что характеризует собой протест.

disco_panzilla

Хз Тут надо чекать не только технику, но и смысл. … хард рок стал площадкой для высказываний и был зачастую направлен на протест против войны, правительства и т.п. 

Этому участнику конкурса я ответил следующее:

Да, Александр, всё, что вы сказали, это прекрасно, возвышенно и поэтично. Но это не о музыке … Мой же вопрос исключительно о музыкальных критериях стиля хард-рок.

grey._.and._.white

Хард-рок - Музыка протеста, Музыка выражения через музыкальную правду за счёт выразительности новых и крепких выразительных а главное новых музыкальных решений. … само стихосложение даёт пульсацию и после выражает образность в музыке. Использование новаторства и новейшего инструментария лишь подстегивает жесткость новаторство! Хард-рок - это наивысшее выражение новой музыкальной мысли, свободно отрицающей современное непреложно чуждое, и выражая значимое для современности!

Этому участнику я также ответил:

Да, молодой человек, вот так большинство музыкальных критиков и журналистов рассуждают о рок-музыке, забывая, что это, всё же, музыка, хоть и рок. Говорят о протестах, о правде жизни, о текстовой жёсткой ритмике, о новаторстве, но только не о музыке.  Я же задал вопрос именно о музыкальных критериях. 

Но были и участники, которые смотрят на рок-музыку пошире, как на особое мировоззрение:

Utkeen

Лично для меня отношение к року - не как к жанру, а как к мировоззрению. Ты должен высказать все проблемы и нюансы мира - вынести их на и это все в стиле рока.

Сейчас нет четкого разделения жанрам. Возможно канонична только лишь академическая музыка - по сути где есть какие-то правила. 

Все эти моменты: в какую долю бьет рабочий, какая рифмовка у слов - по большей мере не играет особой роли. Я не думаю, что, когда вы пишите свою музыку - вы математически просчитываете подобные моменты.

В ответ на этот коммент, я немного порассуждаю. Ведь, мы не просто подводим итоги, но размышляем о рок-музыке. 

Так вот, в среде даже наших музыкантов, а не то что любителей музыки, нет понимания, чем отличается стиль от жанра. И ваше письмо, господин Уткин, это подтверждает. Я это говорю не в упрёк вам. Это просто констатация факта малочисленности исследований в этой области и отсутствия соответствующей музыковедческой литературы.

Так вот, жанры как раз и характеризуются чёткими канонами. Стили же таких чётких очертаний не имеют. Рок-музыка - это не жанр, это глобальный музыкальный стиль, включающий в себя множество направлений, подстилей и жанров.

Большинство журналистов и блогеров, именующих себя рок-критиками, точно так же, как и вы, рассуждают о рок-музыке, как о мировоззрении, как о социальном явлении. Так удобнее и проще и, вроде бы, как умно звучит, и, в то же время, задевает струны души рассуждениями о несправедливости этого мира.  Я же пытаюсь вернуть всех к обсуждению рок-музыки, именно как музыки.

Теперь по поводу математических просчётов. Молодой человек, музыка — это математическая дисциплина, это ЗВУКОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, основанное на ритме. Если ты профессионал, то ты просто обязан считать. Только дилетанты работают без метронома и поют и играют, абы как, мол, мы творческие люди, играем, как в голову взбредёт. Считать надо, даже в простейшей музыке и этому сразу же учат в музыкальной школе. При сложной, полифоничной, многоуровневой, полистилистичной музыке, которая переходит уже в разряд высшей математики, без расчётов обойтись невозможно. Просто, даже по причине невозможности удержать в голове множество партий. Не просто так профессионалы используют нотную запись.

Теперь приведу примеры исторических ответов:

evgen_in 

Так ладно я попробую старику объяснить) (Ну, это он стариком называет меня, если кто не понял) вообще хард рок как жанр был основой для хэви метала но именно Led Zeppelin и Black sabbat стали основоположниками вошего хард рока…. после харда уже пошла волна прогресивного рока. 

Как видите, этот молодой человек, также не знает, что хард-рок — это не жанр, а стиль. Молодёжь, что ты тут поделаешь, не хотят учиться.

Следующий историк: ya_vitalick

Хард-рок - музыкальный стиль, берущий начало в 60-ых годах прошлого столетия и являющийся детищем таких стилей как блюз, джаз, фолк и психоделика. … Группой, ставшей олицетворением хард-рока и показавшей разнообразие звуковой палитры стиля, заслуженно считается Led Zeppelin. Фактически хард-рок, наравне хэви-мэталом, является основой всех жанров тяжёлой музыки.

Ещё один исследователь истории: GalansKey

HARD ROCK - стиль музыки, который выделился в 60-ых/70-ых годах XX века. Тогда уже полноценно существовал rock'n'roll  … Hard Rock становился популярнее и постоянно развивался, … В дальнейшем The Rolling Stones, The Who, The Jimi Hendrix Experience и др. группы продолжали экспериментировать и дали начало огромному количеству подстилей.

Следующий участник сразу же заявил, что ему по барабану, какой там вопрос в конкурсе, он, как и большинство наших музыкальных журналистов и критиков, будет говорить о том, о чём привык и думать, что он говорит о музыке:

thatprettylover

Вопрос не к теории, а к истории. Когда-то давно о том, что такое перегруз, знали только те, кто уродовал себе комбики. Потом появился Хендрикс, и о перегрузе узнал весь мир. А раз узнал, то дал на это реакцию в форме Led Zeppelin, Black Sabbath, Iron Maiden и Judas Priest. … Хард-Рок это утяжелённый блюз из семидесятых. 

И считая, что он исчерпывающе ответил на конкурсный вопрос, он великодушно завершил:

Пейдж бы улыбнулся, деньги оставьте себе

Деньги оставлю другим участникам конкурса, а уважаемому участнику конкурса отвечу:

Руслан, вы даже не представляете, сколько я подобных историй прочёл. Аж в глазах рябит от всех этих исторических эссе. Жаль только теоретических рассуждений на эту тему вообще не существует в природе. А знаете, почему их не существует? Потому, что в этом разбираться надо. А это трудно, это работать надо, думать. Но все считают, что они и так всё прекрасно знают, и могут поучать Волощука С.Д., как рок сочинять, но при этом не могут объяснить, даже самим себе, что же это такое. Обычная история. Именно поэтому я и задал вопрос по теории, а не по истории. Вопрос о конкретных музыкальных критериях, позволяющих БЕЗОШИБОЧНО идентифицировать музыкальное произведение, как относящееся к стилю хард-рок. Напомню вам, люди только в том случае разбираются в чём-либо, когда они могут зафиксировать это в словах, то есть, дать точное теоретическое определение объекта исследования. Определение понятий - это одна из основных задач науки. О понятиях не договариваются, а именно определяют, исследуя объект изучения. И делают это не ради забавы, а чтобы затем уверенно воссоздавать этот объект на практике. Ну, или объяснять студентам, как создавать музыку конкретного стиля или жанра, если мы говорим о преподавании музыки. Из исторических рассуждений невозможно понять, как делается та или иная музыка.

Были, конечно же, и стёбные, и злобные комменты:

gogot_drum_tsu

Хард-рок это то, что не относится к волошуку

g.says

Хороший троллинг с розыгрышем)

zorinstr

у Вас вкус плохой, а сочиняете Вы уровня 15летнего школьника. 

Arkongfd   

Ребят, вас тут тупо на комментарии разводят, а вы? Ну не докажите вы человеку, играющему даже близко не рок музыку,

gold_muzica

Хард рок, это панк рок сделанный непьющими задротами, которые не дотягивали до хеви металла…

хотя они тоже пили и употребляли будь здоров, тот же Боннем захлебнулся своей блевотиной, но все равно задроты…

Про русский рок еще могу сказать, что это желание через призму водки добиться психоделического эффекта присущего ЛСД… От того и музыка го.но 

А вот товарищ стебанулся над одной нашей рекламой: 

@greymmm 

Хард-рок — это полифония, это современный ритм, это оригинальный саунд.

Было много ответов не о музыке, а о моём творчестве. Вот один из характерных отзывов:

pidchenko_vitaly  

Хард-рок - это то, к чему не имеет отношение «творчество» Волощука С.Д. 

Это написал профессиональный музыкант из Новосибирска, сочиняющий прекрасные песни с названиями: «Красная помада», «Я с тебя худею», «Бортпроводницы», «Не прячь от мам свой Инстаграм» и т.д., и т.п. В общем, рокер. 

Были, конечно, и очень проницательные товарищи, уличавшие меня в алчности, а куда без них? Вот, к примеру:

ch333b 

вы, профессэр, устроили этот конкурс ради наживы среди «подписичников» за стотыщ рублей. Утонченно устроили, даже не попросили подписаться и репостнуть 

internetsosi

Мда, байт на комменты, бесплатный пиар. Щас все будут тут стараться за 100тыс, а профессор Волощук в стихах всем будет отвечать, что вынепонимаете, хард рок это другое

И internetsosi, конечно же, прав. Подобным музыковедам я отвечал своими добрыми стихами. К примеру, на коммент некоего Онтона, который именно так себя и называет:

Ontonttt  

высокомерие и графоманство в мире музыки - вот ваш конëк, сударь

voloshchuk.sd @ontonttt

Онтону не давали жизни спесь и чванство,

Они всё время так и пёрли из него.

А тут ещё к ним подключилось графоманство.

Он думал, что он музыкант. В общем, зашло у него уже очень далеко.

А вот отметился мой самый преданный хейтер. Который сам себя считает выдающимся поэтом и композитором.

kecha2941 

Порк-рок - современный аутентичный односемейный стилежанр в музыке. Оригинальный саунд данного стиля обеспечивается жирным басом и чесанием на пузе неподключенных гитар. А так же одинаковым паком ударных во всех пестнях. Вокал в данном стиложанре обязательно должен быть мимо нот и ритма. На припевной части включается автотюн и хорус с делеем. Тексты в данных пестнях банальный набор фраз, начиная со второго куплета теряется размер и рифма. В словах необходимо наличиетаких речевых оборотов и понятий, как: нам, мы, я, судьба, рок и им подобные измышления. 

Честно говоря, очень саркастично, с намёком на мои габариты. Я посмеялся от души. 

Далее, пошли ответы уже серьёзные, но халявные, в которых люди бездумно перепечатывали определение из Википедии, в надежде по-быстрому срубить деньжат. Но человек, писавший статью про хард-рок в Википедии, не знал даже, что хард-рок – это не жанр, а музыкальный стиль, а ритм-секция – это не главным образом бас и барабаны, а именно бас и барабаны. Вот один из ответов:

radioactive_zhabka

Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжёлый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4

На что я ему ответил:

Именно с этого ответа начался мой конкурс. Так можно охарактеризовать любой стиль современной музыки. Благодарю за участие.

Ему вторит has2r_ дословно приводя точно такое же определение из Википедии, но ему я уже ответил стихами:

Благодарю вас за участие в турнире.

Но вы не первый, кто из интернета эту фразу зачитал.

Думаю, выделена в рэпе ритм-секция пошире.

И точно так 4/4 используют размер, и рифы там, ну, не последняя деталь.

Была масса упрощённых ответов, как пример:

slash_jr_1988

Хард-рок это вид рок музыки, в котором преобладают гитары (необязательно перегруженные).

На что я ответил:

Ярослав, а в панк-роке что-то другое преобладает?

Далее пошли уже попытки действительно дать определение, но без чётких критериев, где-то эмоционально-поэтические, где-то расплывчатые, не позволяющие точно идентифицировать хард-рок, но всё-таки это были уже попытки:

greatmaximum

Хард-рок можно определить по напористому подходу к игре ритм-секции и степени перегруза гитар, что в целом создает общий уровень тяжести и напора звука, но данные категории воспринимаются субъективно, одни скажут, что конкретный уровень достаточен для этого стиля, другие нет, так что безошибочно объективно попасть в стиль при его идентификации скорее всего невозможно, каждый почувствует уровни по-своему, но опираясь на эти критерии. Проще же всего просто судить по энергетике, но здесь совсем никаких объективных критериев не назвать, ибо здесь субъективизм максимален. Но, возможно, я неправ.

Djentdos    

Хард рок - стиль в музыке, который имеет резкое звучание за счёт использования перегруженного звучания электрогитары при помощи овердрайва или дисторшна. Ярко выраженная ритм секция, называемая рифф, также имеется секция с использованием соло на гитаре. Хард рок исток таких жанров,как: гранж, хеви метал, дет метал, дум метал, глэм метал, пауэр метал и тд.

Мой ответ @djentdos

Евгений, есть немало групп, играющих в стиле хард-рок, но которые практически не используют перегруженные гитары (Dire Straits), а есть группы, у которых вообще нет соло-гитары, а солирующим инструментом является саксофон (Supertramp). Ну, а про ярко выраженную ритм-секцию я вообще помолчу. Она присутствует в любом современном стиле, начиная от рэпа и кончая попсой. Я напомню вам условия моего конкурса: нужно назвать критерии, которые позволяют БЕЗОШИБОЧНО идентифицировать музыкальное произведение, как относящееся к стилю хард-рок. Под ваше же определение попадёт даже утяжелённая попса. Меня тут некоторые умники обвиняют в том, что мне не угодишь. Ну, вы сами, без меня порассуждайте - возможно ли по вашему определению, человеку далёкому от рок-музыки понять, что он слушает хард-рок, а не трэшметал или хип-хоп?

Djentdos @ voloshchuk.sd со мной согласился, написал:

согласен, сложновато идентифицировать по моим характеристикам.

Хотя многие в ответ на мои обоснованные ответы пишут, что я не признаю то, что мне не нравится. Нет друзья, я стараюсь быть объективным.

Приведу ещё пару примеров честных, но на мой взгляд расплывчатых ответов:

ar.georgy

Музыкальный стиль, направленность текстов которого ориентирована на то, как ведёт себя, какие проблемы решает, и какие вопросы задаёт себе человек в изменившихся обстоятельствах, основанный на созерцательности, вдумчивости и самоуглублённости, следующий классическим канонам в наборе инструментов, в аранжировках и в классической роковой синкопированной вокальной ритмике со средней скоростью исполнения, рифовыми или солирующими гитарами, со звучанием фуз и дисторш и вокальным грудным, хрипловатым стилем, мелодика песен которого ложится на сменяющиеся аккорды в размере 4/4 с преобладанием в выступлениях музыкантов такой отрибутики, как джинсы (клеш) и цветной хлопок.

voloshchuk.sd @ar.georgy

Георгий, ну, что могу сказать? Во-первых, мы говорим о музыкальном стиле, а не о содержании текстов и уж тем более не об одежде. Во-вторых, хард-рок может быть и инструментальным. И в-третьих, те музыкальные критерии, что вы перечислили, можно отнести и к другим направлениям рок-музыки. 

Приведу ещё одну попытку охарактеризовать хард-рок, правда тоже с расплывчатыми критериями:

don_pidrilion 

Хард-рок это стиль музыки который зародился в начале 70-х и обрёл пик популярности на рубеже 70-80х годов.Отличительные черты данного направления-

1.Искаженный звук гитары(Дисторшн овердрайв)

2.Наличие двух гитар,или гитарных дорожек (ритм и соло)

3 В отличие от панка и джаза имеет четкую структуру(Куплет,припев,куплет,припев,соло,припев)

4 От рока отличается более жестким звучанием(что и выходит из названия)

5 Вокал чаще всего агрессивный с переходом на крик или фальцет.

6 Тепм не очень быстрый,благодаря чему добивается,так сказать «качалово»

7 Рифы очень простые и въедливые.

8 в соло партии чаще всего используется пентатоника и блюзовая гамма

voloshchuk.sd @don_pidrilion

Вижу, проанализировали, поразмышляли, но не всё так просто. По пунктам. Есть хард-рок группы, не использующие дисторшн. Есть хард-рок группы без соло-гитары, а солирующие партии ведёт саксофон либо, даже флейта. У панка, как раз, точно такая же чёткая структура. Есть хард-рок группы и с мягким звучанием. Есть немало групп, поющих без экзальтации. Есть песни и с очень высоким темпом, ну, и смотря что считать высоким. Да, рифы проще, чем в хеви-метале, но здесь встаёт вопрос, что понимать под простотой? В последнем вашем пункте ключевые слова - «чаще всего», а не пентатоника. В общем, БЕЗОШИБОЧНО определить хард-рок по вашим критериям не получается. Их можно применить к любому направлению рок-музыки, а не только к хард-року. Но в любом случае, спасибо вам за интересную и близкую к сути дела классификацию. 

И были некоторые ответы также расплывчатые, но уже с некоторыми интересными наблюдениями, к примеру:

_holodno_s_toboj

Хард-рок, прежде всего, характеризуется акцентом на блюзовые гитарные рифы (они конечно появились еще в середине 60-х, но именно хард рок придал им ключевое значение, сделав обязательной составляющей каждой композиции), мощный вокал (иногда даже приближающийся к крику), тяжелые, громовые барабаны и большое внимание к партиям баса (тот самый акцент на ритм секцию, Ещё одна характерная особенность этого стиля, кстати, это новый метод усиления звучания гитары - овердрайв. Тексты песен в жанре (или, вернее, в поджанре) хард-рок в большинстве своём осмысленные. Если говорить о хард-роке 60-80-х годов, то очень многие песни были написаны о кризисе, политике, общественном неравенстве и в принципе о наболевшем, о тех вещах, которые были близки среднему классу, которые вызывали отклик в сердцах людей и давали им и пищу для размышлений, и надежду на лучшее…. Окончательно сформировали хард-рок Black Sabbath и Deep Purple….  лучше послушать настоящий хард-рок, нежели читать о нём.

Автор этого ответа очень правильно обратил внимание на качество рифов, на которых строятся композиции в хард-роке. Это именно блюзовые гитарные рифы. В последующем развитии рок-музыки, в различных модификациях хеви-метала, стали использовать скоростные рифы большей сложности, стали использовать шреддинг, свиповый штрих, пониженные ноты, дайв-бомбы, сложные комбинации тэппинга, свипа, легато.  Но и блюзовые гитарные рифы там также используют, как и используют их вообще в других стилях, к примеру, в джазе. Поэтому, только одной правильной характеристикой невозможно точно описать хард-рок, как стиль. Здесь нужна совокупность характеристик. 

Далее в своём ответе, он приводит другие харакеристики, но их опять-таки можно отнести к любому стилю рок-музыки, а затем, со сложившейся в нашей музыкальной журналистике традиции, привычно уходит от музыки к социальным протестам и откликам в сердцах людей. Поэтому я и ему, да и другим уважаемым участникам конкурса

напомню суть моего вопроса. Меня интересует исключительно музыкальная сторона вопроса. Исключительно. Это первое. Поэтому, рассуждения о текстах песен, «вызывавших отклик в сердцах людей», примеры различных групп, призывы что-то послушать, к моему сугубо музыкальному вопросу отношения не имеют. Я, по сути дела, задаю следующий вопрос - объясните мне СЛОВАМИ, подчёркиваю - не ушами, с призывом что-то послушать, а именно словами: как надо выстраивать музыкальное произведение, чтобы это получился именно хард-рок. 

Вот молодой человек говорит про мощный вокал, переходящий в крик. Ну, чем не характеристика панк-рока? Или тяжёлые, громовые барабаны с басом - ну, чем не характеристика рэпа? Там всё построено на тяжелейших битах и супербасах. Ну, а уж овердрайв, так это вообще неотъемлемая черта хевиметала, а не хард-рока.

Я повторю ключевое слово в своём вопросе - описать критерии, или комплекс критериев, которые позволяют БЕЗОШИБОЧНО идентифицировать произведение, как относящееся к стилю хард-рок. По приведенному _holodno_s_toboj определению этого сделать невозможно, но повторюсь, автор привёл очень существенную характеристику хард-рока – блюзовые гитарные рифы. Благодарю его за это. 

MILES_.FOX._

Хард-рок - жесткий, или тяжелый рок. Понятие настолько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений.

А далее он расплывчато описывает свои субъективные ощущения: 

Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. 

voloshchuk.sd @miles_.fox._

Молодой человек, благодарю за комментарий. Это, конечно, не теоретическое определение, позволяющее безошибочно идентифицировать музыкальное произведение, как относящееся к стилю хард-рок, но отмечаю ваше понимание того, что нет разницы между хард-роком и собственно рок-музыкой. Это действительно так. Это и есть сама рок-музыка. Рад, что есть люди, понимающие это. 

Один из определяющих стилистику любого вокально-инструментального стиля аспект затронул в своём комменте

batmambet

Хард-рок это музыка которая поддерживает стих в сильной доле. Зачастую жизнеутверждающий текст, мажорный и в чистой гармонии.

Я задал ему наводящий вопрос:

Молодой человек, поясните мне, что означает - «поддерживает стих в сильной доле»?

Batmambet @voloshchuk.sd

у стихотворения есть своя ритмика, то есть если в тексте ударения ставятся так что бы слушатель понял интонационную направленность песни, музыка поддерживает эти акценты. Настоящий хард-рок должен быть убедительным, иначе никак…

Я повторил свой вопрос, только более развёрнуто:

Молодой человек, повторюсь -  что значит ваше выражение - «поддерживается сильной долей»? В переводе на русский язык - как, по-вашему, должны соотноситься ударения и сильные доли, чтобы музыка поддерживала стихи?

Но он опять не смог выразить мысль:

поддержка сильной доли в ритме стиха, это силой атаки музыкальных инструментов правильно акцентировать нужную долю и длительность.

Как видно из ответа этого молодого человека, он что-то интуитивно почувствовал, но до конца не додумал, поэтому и выразить свои догадки в словах не может. Но, я рад, что хоть кто-то начал об этом задумываться.

Был также один, почти энциклопедический ответ, в котором была дана общая характеристика многих современных стилей. Такую целую диссертацию прислал:

_count_grishnackh_ , который так и написал:

Хоть и можно было бы сравнить Хард-рок исключительно с рок музыкой и металлом, пожалуй не буду ограничиваться

И далее он кратко охарактеризовал: Фолк и все его стили; Кантри; Латиноамериканскую музыка; Поп-музыку; Рэп и хип-хоп; Рэгги; Блюз; Джаз и Остальной рок. Спасибо, конечно, за такую большую проделанную работу. Но в моём понимании – это всё популярная музыка, может быть только за исключением фолка, и то смотря как его исполнять. В заключение, _count_grishnackh_ выдохнул и признался, что никаких критериев хард-рока не знает. Так и сказал:

Фух..... несмотря на то, что отличил почти от всех жанров и видов, указать безусловные, критерии-невозможно.

Стиль Хард-рок, до того разносторонний, что дать стилю определенных критериев невозможно.

И были ответы, по которым тоже невозможно безошибочно определить хард-рок, но в которых уже целенаправленно и осмысленно перечислялись именно музыкальные критерии, без социальных протестов и поэтических метафор. 

Вот, к примеру, Никита Чуйко, очень внимательно просмотрел мои теоретические блоги, в которых я делился своими наблюдениями, размышлениями и попытками определить не хард-рок, а рок-музыку вообще, и дословно повторив одну мою ошибку написал следующее: 

nikitachuyko

Хард-рок это рождённая в англоязычной среде, и отражающая особенности и ритмику англоязычной речи и стихосложения, метризованная, вокально-инструментальная, синкопированная, гитарная, рифовая музыка, с жёстким ритмом, поддерживаемым ударными инструментами и с преобладающей размерностью 4/4, а так же специфическим построением вокальной партии, с преобладанием коротких, отрывистых, нераспевных окончаний слов, синкопированных окончаний фраз и распространенной постановкой других ударных слогов В СЛАБУЮ ДОЛЮ ТАКТА, что приводит к несовпадению ритмических акцентов вокала с метрическими акцентами аранжировки, что в свою очередь обусловлено особенностями английской речи и английского тонического стихосложения. Если совсем коротко: главные особенности хард-рока: - доминирование ритм-секции (ударные и бас) - размер 4/4 - характерное, синкопированное, ритмическое построение партии вокала.

Благодарю Никиту за внимательное отношение к моим теоретическим блогам и донесение моих наблюдений до широкой публики, но я должен сказать, что я во-первых определял не хард-рок, а рок-музыку вообще, а во-вторых, тогда, два года назад, я допустил непреднамеренную ошибку, что в роке распространена постановка ударных слогов в слабую долю такта. Я имел ввиду, что в классической рок-музыке, как правило, последний ударный слог в поэтической фразе песни ставится не в слабую долю такта, а в контрапункт относительно метрических долей такта, именно это приводит к несовпадению ритмических акцентов вокала с метрическими акцентами аранжировки и придаёт рок-музыке характерное звучание. Так как слабая доля – это такая же метрическая доля такта и здесь эффекта несовпадения не будет. 

Никита далее ещё дополнял своё определение хард-рока и в заключение даже ответил мне стихами, что подтверждает мысль Иосифа Бродского, что поэзия – это видовая цель человечества:

Вы правы, с рок-музыкой по жизни я иду.

И ощущаю я её по-своему, конечно.

Да, впрочем, как и всё, что искренне люблю.

Мне важно, чтобы было честно.

А это в роке неотъемлемый критерий,

фундамент прочный и основа.

Пусть существует много разных мнений,

мне каждое из них знакомо.

Но многие, зачем-то, ищут суть,

привознося над чувством слово.

В конечном счёте важен путь.

И чтоб идти было кайфово.

Благодарю Никиту Чуйко и за любовь к рок-музыке, и за внимательное отношение к моим теоретическим изысканиям, и за поэтичное отношение к этой жизни.

Так как подведение итогов вылилось в очень большой объём, то, чтобы не утомлять вас длинными блогами, мы разбили его на две части. Поэтому, на сегодня всё. Завтра продолжим и перейдём к самым интересным, на мой взгляд, ответам. 

До свидания друзья. До завтра.

© Автор текста: Волощук С.Д.


Лицензия Creative Commons


Организация концертов: +7(985)410-59-11
Скачивайте наши альбомы:
«Жизнь прекрасна» (2021)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Простые вопросы» (2021)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Всё смешно и всё серьёзно» (2021)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Как нам весело живётся» (2020)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Куда мы скачем?» (2020)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Прикосновение Вселенной» (2020)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Кто страшнее всех на свете» (2020)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка

«Не пытайся быть хорошим» (2019)

YouTube Music

Apple Music

Яндекс Музыка


Понравился материал? Поделись с друзьями:

Смотрите также:

В Новом театре с лубянским гримёром

Рубрика: Статьи
Опубликовано: 09.01.2023 г.